Суббота, 04.05.2024, 03:27
Приветствую Вас
Гость
|
RSS
МО "Точные науки"
Главная
|
Математика
|
Регистрация
|
Вход
Меню сайта
Главная страница
Методобъединение
Математика
Говор Н.Н.
Чередниченко В.В.
Лукьянова Екатерина
Шмидт Т.П.
Абахтимова С.В.
Ермак О.С.
Майфат Г.А.
Физика
Захарова О.Н.
Метелев В.В.
Сафронова Г.Э.
Информатика
Матиевская Е.Г.
Рудаков А.В.
Наши новости
День точных наук
Учащимся
Ваши победы и успехи
Копилка
Каталог статей
Образовательные ресурсы
Гостевая книга
Календарь
«
Май 2024
»
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Статистика
Онлайн всего:
1
Гостей:
1
Пользователей:
0
Форма входа
«Жизнь украшается двумя вещами:
занятием математикой и ее преподаванием»
Пуассон С.Д.
Предмет математики, роль математики,
роль практики в возникновении и развитии математики
Обучение математике преследует различные воспитательные цели. Одна из главных среди них -
воспитание мировоззрения учащихся.
Особенностью математики является высокая абстрактность ее понятий и фактов. Предмет современной математики значительно шире предмета классической математики.
"Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира".
(Математическая энциклопедия.- М., 1982, т. 3, с. 559) В связи с потребностями техники и естествознания непрерывно развивается и математика. Обогащение ее содержания происходит за счет изучения новых количественных отношений и пространственных форм действительного мира.
История развития математики дает богатый материал, подтверждающий материалистические источники происхождения математики. Знакомство с такими историческими сведениями может осуществляться на уроке, внеклассных мероприятиях. Тот факт, что математика представляет собой результат отражения и научного обобщения действительного мира, находит подтверждение даже в названиях отдельных математических дисциплин. Например, слово "геометрия" в переводе с греческого означает "землемерие". Достоверные исторические сведения подтверждают, что именно практические нужды людей, связанные с разметкой и восстановлением границ земельных участков, измерением площадей и объемов, послужили первоначальным материалом для формулирования первых геометрических фактов. Современная геометрическая наука решает обширный класс задач, который далеко выходит за рамки "землемерия", но первоначальное название этой науки сохранилось.
Основной методический прием формирования у учащихся правильных мировоззренческих представлений о предмете математики, источниках ее возникновения, движущих силах развития состоит в использовании
исторического материала.
Главным при этом является умение сделать (на основе знакомства с историческим материалом) доступный для учащихся
мировоззренческий вывод.
Нельзя иметь правильные
мировоззренческие представления
о математике, не уяснив особенности математической деятельности, результатом которой является математическая наука. Этот вопрос - предмет рассмотрения следующего параграфа.
Цели обучения математике
Ведущие цели обучения математике в школе.
прогностические (обучающие);
мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные и развивающие);
личностно-ориентированные (воспитательные в более узком смысле).
Требования к целям:
прогностические цели должны обладать - конкретностью, конструктивностью, проверяемостью, участием ученика в процессе учения;
мировоззренческие должны пронизывать весь учебный процесс, выражать стремление к аргументации и четким логическим схемам рассуждения, к четкому расчленению рассуждения и т.п.;
личностно-ориентированные должны учитывать формирование возможных в том или ином возрасте качеств личности средствами предмета.
Этапы формирования действия целеполагания у учащихся:
первый этап - учитель раскрывает структуру действия постановки (полагания) цели;
второй этап - учитель привлекает детей к постановке цели и критическому осмыслению полученных результатов при достижении цели;
третий этап - учащиеся под руководством учителя конструируют цель изучения конкретного учебного материала;
четвертый этап - учащиеся самостоятельно ставят цели, а классный коллектив критически анализирует процедуру постановки цели и достижения результата.
Цели обучения математике отражают общедидактические цели и вместе с тем учитывают специфику данного учебного предмета. Разработка целей обучения является непростым делом. В дидактике и частных методиках в этом направлении сделаны определенные шаги. Цели обучения математике подразделяются на несколько групп:
образовательные
(в том числе-
практические
),
воспитательные, развивающие.
Образовательные цели обучения во многом зависят от принятой формы
дифференциации обучения.
Основным документом, в котором фиксируются цели обучения математике, является программа по математике. Необходимо различать два уровня описания целей обучения:
общая характеристика целей обучения
и
конкретное их представление.
Общая характеристика целей обучения дается в объяснительной записке к программе по математике. Существуют различные
способы конкретного представления целей обучения.
Образовательные цели, например, формулируются в виде требований к уровню математической подготовки учащихся. В программе по математике для этого выделяется специальный раздел "Требования к математической подготовке учащихся". Другой раздел программы "Содержание обучения" представляет образовательные цели в еще более конкретной форме. Дальнейшей конкретизацией образовательных целей служит учебник. Предельно конкретный уровень представления образовательных целей имеет место в экзаменационных билетах для учащихся, контрольных работах, предлагаемых Министерством общего и профессионального образования. В методических пособиях часто формулируются цели обучения для отдельных тем, уроков. Образовательные цели призваны разграничить основной и второстепенный материал и в соответствии с этим помочь учителю рационально распределить учебное время.
Умение правильно формулировать цели уроков приходит к начинающему учителю не сразу. В период педагогической практики студенты нередко испытывают затруднения в постановке целей урока. При формулировании ими образовательной цели урока не всегда хватает четкости, конкретности (особенно в дифференциации целей "соседних" уроков). Иногда образовательная цель повторяет (или почти повторяет) название темы урока. Например, цель урока на тему "Первый признак равенства треугольников" чаще всего формулируется так: "Изучить первый признак равенства треугольников". Аналогично формулируются цели и в других случаях: "Изучить теорему Виета", "Изучить определение производной функции" и т.д. Во всех этих формулировках имеется общий недостаток: в них не уточняется, на каком уровне должен быть изучен данный элемент учебного материала. Необходимо указывать, когда ставится цель только ознакомить учащихся с тем или иным элементом учебного материала, когда - добиться хорошего воспроизведения учебного материала учащимся, а когда - заложить первоначальные умения и навыки и т. д. Еще большие затруднения начинающий учитель испытывает при постановке воспитательных и развивающих целей урока.
В некоторых методических руководствах имеются непосредственные указания, на каком уровне должен быть изучен тот или иной теоретический материал, в решении каких задач должны быть сформированы умения и навыки. Эти указания помогут начинающему учителю точнее формулировать цели урока.
Первым практическим навыком, которым должен овладеть студент, является навык безошибочной дифференциации целей обучения по трем группам (образовательные, воспитательные и развивающие). В изучении данного вопроса, приобретении соответствующих умений помогут следующие задания.
Несколько слов о постановке воспитательных целей. Они должны быть тесно связаны с содержанием урока. Это могут быть цели по формированию мировоззрения, сознательного отношения к учебе, развитию" познавательной и общественной активности, культуры учебного труда, воспитанию сознательности, расширению политехнического кругозора, подготовке к сознательному выбору профессии и т. д.
Развивающие цели должны находиться также в тесной связи с содержанием урока. Приведем примеры постановки развивающих целей:
развитие у учащихся навыков применения анализа, синтеза, сравнения, аналогии, индукции, дедукции, обобщения, конкретизации, моделирования классификации;
развитие у учащихся геометрической, алгебраической и числовой интуиции, пространственного представления и воображения, сообразительности, наблюдательности, памяти и т. д.
Математическая деятельность, её составные части
Особенности математики наиболее полно раскрываются в единстве двух ее сторон:
математика как определенная научная деятельность и математика как теория, являющаяся результатом этой деятельности.
Выделяются следующие составные части учебной математической деятельности: математизация эмпирического материала; логическая организация математического материала; применение теории.
В более детальной расшифровке
элементы математической деятельности
можно представить таким образом:
целенаправленное накопление эмпирического материала;
выбор математического языка, описание эмпирического материала на языке математики;
первичная систематизация математического материала, группировка его по тем или иным общелогическим признакам (сходству, степени общности и т. д.);
частичная аксиоматизация математического материала, построение фрагмента математической теории;
применение математического материала;
применение частично аксиоматизированного математического материала (фрагмента теории);
применение теоретического материала нескольких математических разделов.
Эмпирический материал
- это окружающие нас реальные объекты, к изучению которых стремятся применить методы математики, или объекты другой научной области (физики, химии, астрономии, биологии и т. д.), или специально приготовленный для целей обучения дидактический материал, или математический материал в случае, когда он подвергается изучению с помощью других математических средств.
Калькулятор
Поиск
Архив записей
2011 Ноябрь
2012 Январь
2012 Февраль
Друзья сайта
Персональный сайт учителя (математики)
МО "Естествознание"
МО учителей истории, обществознания, права
Портфолио учителей филологии и искусства
Официальный блог
Сообщество uCoz
FAQ по системе
Инструкции для uCoz
МОУ "Нововаршавская гимназия" © 2024
Создать
бесплатный сайт
с
uCoz