Концепция учебного предмета «Физика» Содержание учебного предмета "Физика" в структуре содержания общего среднего образования, его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
В основе предполагаемой концепции построения содержания учебного предмета "Физика" лежит системно-деятельностный (личностно ориентированный) подход, который предполагает:
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им. чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;
- формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) ориентаций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичный для физики как науки и как учебного предмета; умение самостоятельно приобретать знания и систематизировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных ориентаций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса. так и в реальныхжизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.
- подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
- формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни;
- приоритет здорового образа жиэни;
- готовность к осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей экономики страны;
- готовность к продолжению образования.
Основные цели и задачи физики как учебного предмета
В качестве основных целей и задач физики как предмета определяются следующие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;
развитие представлений: о физике как части общечеловеческой культуры, её значимости для общественного прогресса; об идеях и методах физической науки; о границах применимости физических законов и теорий, о роли выдающихся учёных в развитии физики;
- освоение системы знаний
о фундаментальных физических законахи принципах, лежащихв основе современной физической картины мира; наиболее важных открытияхв области физики, оказавших определяющее влияниена развитие техникии технологии;
- формирование
основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры
поведения, эстетического вкуса, понимания значимости физики для развития
техники
и общественного прогресса, для установления гармонии между человекоми природой;
- овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять
и оценивать результаты физических экспериментов, выдвигать гипотезыи строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явленийи свойств веществ; оценивать достоверность естественно-научной информации; использовать физические знанияв практической деятельности;
- овладение умениями применять полученные знания: для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования
и охраны окружающей среды;
- воспитание убежденности
в возможности познания природы, готовностик морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственностиза сохранение окружающей среды.
Основные принципы построения содержания учебного предмета «Физика»
При
определении содержания учебного предмета «Физика» необходимо
руководствоваться принципом разумной достаточности: понятия, факты,
методы должны быть базовыми
При отборе содержания физического образования предпочтение отдаётся его развивающей функции.
Дифференциация образования реализуется посредством проведения факультативных занятий. Содержание учебной программы составляет основу построения содержания факультативных занятий.
Содержание учебного предмета «Физика» строится
- преемственности
с естественно-научным пропедевтическим учебным предметом «Человеки мир», в котором формируются первичные представленияо научной картине мира;
- генерализации учебного материала (объединение изучаемого материала
на основе важнейшего атрибута материи – движения, при котором главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорийи методов физической науки, обобщению широкого круга физических явленийна основе теории);
- линейного построения, предполагающего изучение учебного материала
в соответствии с уровнем подготовки учащихся,их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода, предусматривающего теоретическую
и экспериментальную учебно-познавательнуюи учебно-исследовательскую деятельность учащихся, формирование умений выдвижения гипотез, выбора моделейи установления границих применимости, а также интерпретации результатов наблюденийи экспериментов;
- гуманизации
и гуманитаризации, предполагающих изучение физикив контексте общечеловеческой культурыи исторического развития цивилизации.
