Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Концепция учебного предмета «Физика»
Содержание учебного предмета "Физика" в структуре содержания общего среднего образования, его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
В основе предполагаемой концепции построения содержания учебного предмета "Физика" лежит системно-деятельностный (личностно ориентированный) подход, который предполагает:
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им. чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;
- формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) ориентаций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичный для физики как науки и как учебного предмета; умение самостоятельно приобретать знания и систематизировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных ориентаций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса. так и в реальныхжизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.
Реализация концепции содержания образования по учебному предмету "Физика" в современных условиях предполагает:
- подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
- формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни;
- приоритет здорового образа жиэни;
- готовность к осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей экономики страны;
- готовность к продолжению образования.
Основные цели и задачи физики как учебного предметаВ качестве основных целей и задач физики как предмета определяются следующие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;
- развитие представлений: о физике как части общечеловеческой культуры, её значимости для общественного прогресса; об идеях и методах физической науки; о границах применимости физических законов и теорий, о роли выдающихся учёных в развитии физики;
- освоение системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
- формирование
основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры
поведения, эстетического вкуса, понимания значимости физики для развития
техники и общественного прогресса, для установления гармонии между человеком и природой;
- овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественно-научной информации; использовать физические знания в практической деятельности;
- овладение умениями применять полученные знания: для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
Основные принципы построения содержания учебного предмета «Физика»
При
определении содержания учебного предмета «Физика» необходимо
руководствоваться принципом разумной достаточности: понятия, факты,
методы должны быть базовыми в физике как науке и востребованными в дальнейшем при продолжении образования и практической деятельности. При отборе содержания физического образования предпочтение отдаётся его развивающей функции. Для обязательного усвоения выделяется минимальный объём информации, акцент делается на овладение обобщёнными универсальными способами деятельности, а также умениями применять их для анализа и исследования отдельных фактов. Дифференциация
образования реализуется посредством проведения факультативных занятий.
Содержание учебной программы составляет основу построения содержания
факультативных занятий. Содержание учебного предмета «Физика» строится на основных дидактических принципах развивающего обучения и воспитания (научности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и др.) и следующих частнометодических принципах:
- преемственности с естественно-научным пропедевтическим учебным предметом «Человек и мир»,в котором формируются первичные представления о научной картине мира;
- генерализации учебного материала (объединение изучаемого материала на основе
важнейшего атрибута материи – движения, при котором главное внимание
уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории);
- линейного построения, предполагающего изучение учебного материала в соответствиис уровнем подготовки учащихся, их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода, предусматривающего теоретическую и экспериментальную учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, формирование умений выдвижения гипотез, выбора моделей и установления границ их применимости,а также интерпретации результатов наблюдений и экспериментов;
- гуманизации и гуманитаризации, предполагающих изучение физики в контексте общечеловеческой культуры и исторического развития цивилизации.
|
|