Суббота, 27.04.2024, 06:22
МО "Точные науки"
Главная | Информатика | Регистрация | Вход
Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
 
 
 Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)


Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

    в основной школе:
  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
    в старшей школе на базовом уровне:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
    в старшей школе на профильном уровне:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
       Цели и задачи преподавания информатики

Чтобы создать концепцию, нужно прежде всего ответить на вопрос: для чего мы учим детей информатике? Для правильного ответа на него мы должны взглянуть на проблему как можно шире. Для чего мы учим детей вообще? Наверное, для того, чтобы они становились лучше, умнее, приспособленнее к жизни в современном обществе. Вспомним элементарную истину: главными целями обучения являются не подготовка в вуз и не получение специальности. "Общее образование дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии... Оно вооружает учащихся совокупностью систематизированных знаний основ наук о природе, обществе и мышлении." (Педагогическая энциклопедия).

Что в этом плане может дать информатика (почти равнозначно вопросу: что в этом плане может дать компьютер)?

Во-первых, элементы общего развития ребенка на уроке информатики:

  • четкость и строгость мышления и делового общения;
  • умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;
  • осознание неизбежности расплаты за малейшую допущенную ошибку, неточность или обман;
  • самое главное - умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.

Во-вторых, элементы специального развития ребенка на уроке информатики:

  • понимание принципов обработки информации в компьютере и принципов управления работой компьютера;
  • умение пользоваться компьютером и периферией в будущей профессиональной деятельности и в быту;
  • освоение остальных тем предмета информатики, прямо не связанных с компьютером [15].

Анализ методических публикаций и опубликованных программ преподавания курса информатики, в частности, в журнале "Информатика и образование" в 1993-1998 гг. и опыт практической работы позволяют определить в качестве важнейших целей обучения информатике в настоящих условиях развитие у учащихся целостного видения мира, ориентацию на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности, формирование умения решать содержательные задачи, знакомство с принципами формализации и моделирования, выработку готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации, осознание глобальных проблем современности [16].

Основными, приемлемыми большинством авторов задачами школьного курса информатики являются следующие:

  • познакомить учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм и их ролью в формировании современной информационной картины мира;
  • раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
  • познакомить учащихся с принципами формализации , структурирования информации и выработать умение строить информационные модели изучаемых объектов и систем;
  • развивать алгоритмический и логический стили мышления;
  • сформировать умение организовать поиск информации, необходимый для решения поставленной задачи;
  • сформировать умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
  • сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;
  • сформировать потребность в использовании средств ИВТ, т.е. выработать привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия с компьютером [16].

Итак, можно основные цели курса информатики свести к следующим:

  1. ознакомление учащихся с концепциями обработки, хранения и передачи информации;
  2. развитие мировоззрения учащихся в отношении познавательной деятельности человека, развитие логического мышления;
  3. ознакомление учащихся с принципами управления производственными и общественными процессами, а также с информационными процессами в природе;
  4. ознакомление учащихся с устройствами и использованием компьютера.

Но так как в настоящее время существует множество авторских программ, авторы которых ставят свои цели курса информатики, попытки учителя угнаться за техническим прогрессом и модой в области компьютерной техники все равно ни к чему не приведут. Любая информация о новейших программных и технических средствах может безнадежно устареть, прежде чем учащиеся закончат обучение.

Вывод: следует обучать лишь общим принципам работы с программным и техническими системами, которые не устареют в обозримом будущем. И главным результатом обучения должна быть не сумма переданных знаний (т.е. информации), а развитие мышления учащихся.


Таким образом, базовый курс информатики должен удовлетворять следующим принципам:

  • самообеспеченность (возможность вести курс в школе, в которой отсутствует какая-либо целенаправленная пропедевтика информатики - таких школ в России большинство);
  • самодостаточность (курс не уповает на непременное продолжение в старших классах, и если в данной школе в учебном плане оно не предусмотрено, то курс уже закладывает представление об основных разделах информатики, минимально достаточный уровень знаний и практических навыков);
  • отсутствие жесткой привязки к типу техники (курс должен быть инвариантен в разумных пределах по отношению к типу техники, т.к. нельзя не считаться с тем, что большая часть компьютерного парка школ России состоит из машин отечественного производства);
  • доступность для учащегося массовой школы (сейчас уже практически всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования; сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю, поэтому возможным минимальным уровнем грамотности может быть овладение КИТ);
  • возможность мультивариантности продолжения в X-XI классах ;
  • научность ;
  • практическая полезность (однако ошибочно было бы ориентировать курс ОИВТ только на практическое освоение работы с редакторами, базами данных, электронными таблицами и т.д., в этом случае информатика потеряла бы значение как самостоятельная учебная дисциплина)



Калькулятор
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Персональный сайт учителя (математики)
  • МО "Естествознание"
  • МО учителей истории, обществознания, права
  • Портфолио учителей филологии и искусства
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • МОУ "Нововаршавская гимназия"  © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz